В классической йоге «Нияма» это вторая ступень, дающая возможность достичь «Сознания бога». В Индии во II веке до н.э. жил и проповедовал мудрец Патанджали. Он не случайно большое значение приписывал только первым 2-м уровням. Если Яма представляет собой некий свод законов, где говорится о правильном отношении с окружающим миром, то цель Ниямы состоит в том, чтобы научить общению со своей душой, что позволяет развивать благородные качества.
Освоение этих уровней даст возможность практиковать Пранаяму, Асаны и другие этапы «8-ступенчатого пути». Только Яма и Нияма являются фундаментом, позволяющим классической йоге выстраивать в дальнейшем. Желающим практиковать Нияму или только приступившим к ней, необходимо полностью сконцентрироваться на развитии самоконтроля. Нужно следовать такому основополагающему принципу, как ненасилие, который означает не причинение вреда самому себе при выполнении Ниямы. Человек, идущий по пути освобождения, не должен много времени терять в процессе. Согласно учению йоги: все необходимо постигать постепенно.
Первая Нияма — Шауча
Поскольку первая Нияма учит соблюдать чистоту, то практикующий Шаучу должен обязательно содержать в чистоте не только свою физическую оболочку, но и пищу, употребляемую им, и свой дом. При выполнении Шаучи самым важным является чистота души. Поэтому человек, настроенный серьезно заниматься йогой, должен избавить свой ум от злости, зависти, похоти и других негативных эмоций. Также в его речи не должно быть сквернословия, осуждения и пустословия.
Вторая Нияма — Сантоша
Сантоша предполагает, невзирая на все потери и страдания, преподносимые судьбой, уметь находить удовлетворения от жизни. Задача второй ступени классической йоги заключается в том, чтобы человека научить быть добродетельным к окружающим, довольным и благодарным за все то, что ему дает Господь. Практика Сантоши предусматривает непритязательность ко всему происходящему во внешнем мире.
Третья Нияма — Тапас
Третья ступень классической йоги требует довольно больших усилий от практикующего. Тапас предусматривает внутренний огонь, аскетизм и полную отдачу в служении сделанному выбору. Люди, практикующие Тапас, смогут полностью овладеть своими страстями, что позволит им любое начатое дело, каким бы оно не было трудным, доводить до конца.
Четвертая Нияма — Свадхьяя
Практика четвертой Ниямы позволяет человеку постичь собственную сущность. Иными словами, Свадхьяя это добродетель, дающий возможность Бога увидеть в себе. Поэтому при ее освоении необходимо изучать йогические трактаты и разнообразную религиозную литературу, а также осваивать и практиковать новые мантры.
Пятая Нияма – Ишвара-Пранидхана
Цель пятой Ниямы состоит в том, чтобы в сердце ученика поселить высшую степень набожности, позволяющую разум привести к Самадхи. Все практикующие только поэтому с трепетом относятся к Ишвара-Пранидхана. Пятая Нияма учит тому, чтобы человек результаты своих стараний посвящал Богу, позволяющие все материальное, ценное для практикующего превратить в чувство любви к Господу.