Современная психология, изучая с позиции йоги уровни работы сознания человека, зачастую использует три понятия: сознательный уровень, подсознание и бессознательный. Согласно традиции йоги сознательному уровню соответствует термин «джаграт», подсознательному уровню – «свапна», и бессознательному уровню – «сушупти». Но в йоге, кроме трех этих уровней, подробно описана технология достижения IV-го состояния сознания, где в уме человека отсутствуют ограничения, сковывающие его, при этом он находится в состоянии «турии» — кристальной ясности, свободы и чистоты. Данный уровень имеет современные синонимичные названия: транс персональное сознание, сверх сознание и др.
Описание уровней работы сознания
Если человек из состояния бодрствования (джаграт) воспринимает мир, окружающий его, то физическое тело (стхула, шарира) принимает активное участие на себя в данном процессе. С помощью пяти органов чувств (индрий) таких, как глаза, уши, осязание, обоняние и вкус, информация, поступающая из «внутреннего» и «внешнего» пространства, переносится в ум (манас) — место ее обработки. Потом она транспортируется в буддхи (тело интеллекта), где кооперируясь уже с имеющимся опытом, структурируется и оформляется в соответствующие идеи, концепции и выводы, которыми ахамкара начинает оперировать, при этом она помещает их в область памяти (смрити).
Обратное взаимодействие ахмкары – буддхи – манаса завершается контактом органов действий (кармендрий): речи, рук, ног, выделительных и репродуктивных органов с объектами окружающего мира. В некоторых традициях йоги, к примеру, в бихарской школе йоги, принято считать, что этот уровень сознания довольно тесно сочетается с деятельностью энергетического канала – пингала нади, проходящего в тонком теле, проецируемого справа от позвоночного столба в физическом пространстве.
Подсознательный уровень (свапна) подразумевает встречу сознания с собственным субъективным опытом, представляемым в форме снов и фантазий. Реализация функционирования данного уровня сознания объединяется с деятельностью «левого» энергетического канала – ида нади. В этом процессе главную роль играет «тонкое» астральное тело «сукшма шарира», обрабатывающее впечатления, приобретенные в бодрствующем состоянии сознания (джагат), и снова, в отличие от «сознательного» состояния, переживает их, иногда даже более интенсивно и ярко.
«Третий» уровень сознания – бессознательно (сушупти) подразумевает погружение потока внимания в причинное тело (карана шарина). Здесь истинным «Я» поглощается деятельность и «тонкого», и «грубого» ума. В таком состоянии не воспринимаются идеи пространства и времени, но все еще глубинные отпечатки самскар мешают «максимально объективный» характер взаимодействия наладить с Абсолютом.
Сознание попадает в «четвертое» состояние только после окончательного его пробуждения и выхода за пределы ограниченной дуальности «сон-бодрствование». Это уровень называется «турия». В сознании этого уровня полностью отсутствует какое-либо омрачающее влияние, объективный или субъективный опыт. Индивидуальное самосознание, достигнув этого этапа, обретает полное освобождение и сливается с безупречным Абсолютом.