Календарь записей

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Счетчик

  • 22Май

    В среде, практикующих йогу, существует достаточно много представлений о том, что такое «дхарана». О практике дхарана самое стандартное представление состоит в том, что свое внимание необходимо усилием сфокусировать на какой-то объект. Горакшанатх дает довольно хорошее определение понятия дхараны в «Сиддха-сиддханта паддхати» — это состояние, когда внутреннее и внешнее равняется форме собственной истинной природы. Этого необходимо достигнуть и в сознании так, чтобы возникшую мысль можно было удерживать в бесформенном состоянии. Качества дхараны это стойкое пребывание в собственной сущности, задувание (мыслей) как огня свечей.

    Дхарана более точно переводится как «удержание», согласно мировоззрению натхов и тантрическим доктринам йоги изначально отождествляются с объектами мира, следовательно, дхарана – это удержание ощущения своего тождества с тем или другим объектом, удержание не двойственного состояния. Порой практика дхарана переводится как «духовное сосредоточение» или присутствие своего Атмана (собственного Я) в объектах. Но, если такой уровень довольно сложно сразу понять, то следует обратиться к философии Патанджали, где дхарана объясняется более просто.

    Разделы практик дхараны

    У дхараны существуют разные уровни: сагуна и ниргуна дхарана, дхарана на Вишварупу (форма божества в качестве  безграничной Вселенной). Практику ниргуна-дхарана можно начинать с бхрамари пранаямы, и постепенно растворять ум в спандале (вибрации).  Также дхъяна на анахата-нада имеет в какой-то степени отношение к ниргуна-дхаране, где есть свои ступени в этой практике. Необходимо, как правило, начинать с сагуна, с медитации на мурти Божества, на его лиле (даршане Божестьва и игре), на его силе (Шакти), затем медитировать на состояние (бхаву), приобретенную от сосредоточения на Божестве. Далее нужно сконцентрироваться на пике такого состояния, превращая его в бинду, проходящую через пять элементов и чакры.  Нужно медитацию постепенно учиться переводить в сукшма-дхъяну, а потом в ниргуна.

    Также на адхарах существуют практики сосредоточения: нужно внимание перемещать по адхарам снизу вверх вдоль всего тела, затем в обратном направлении до тех пор, пока не будет достигнуто состояние некоего парения и абстрагирования, легкости, и после этого наступает пратьяхара. В этом случае под дхараной подразумевается устойчивость читты (сознания) на 12 секунд, а пратьяхара – приблизительно на 1-2 секунды, т.е. это некоторое скользящее сосредоточение на 16 точках. Горакшанатх считает, что необходимо концентрироваться на его мурти, затем перейти из стхула-дхъяны в сукшма-дхъяну и джьотир-бхавану. Техники дхъяны существуют на Гуру, позволяющего через него воспринимать энергии брахманды, которой и является Горакшанатх. Кроме того, существует довольно много различных практик, но очень важно понять их задачи и правильные способы выполнения. Для нормальной регулярной практики достаточно несколько хороших способов, подходящих именно для Вас. Но, все они, в сущности, ведут к одному состоянию, связывающему воедино все способы.

    Автор: admin, 13:01

Комментарии закрыты.